Судоподъемные и аварийно-спасательные работы.

Для выполнения судоподъемных и аварийно-спасательных подводных работ предназначены водолазные станции. Их обеспечивают специальным снаряжением, оборудованием, инструментом и материалами. Штат водолазной станции состоит из старшины и не менее двух водолазов. Руководство подводными работами и контроль за их выполнением осуществляет водолазный специалист или прораб путевых работ.

   Компрессорную установку, электрооборудование, другие механизмы обслуживают штатные специалисты из состава экипажа водолазного судна (бота, крана). Если для доставки водолазной станции используют буксир или автотранспорт, то численность ее должна быть увеличена. Если необходимы взрывные подводные работы, то в штат станции включают водолаза-взрывника и руководителя взрывных работ. Подводные работы, выполняемые водолазной станцией, имеют большое значение. Без них невозможно установить состояние корпуса судна, потерпевшего аварию, подготовить его к подъему или снятию с мели, установить размеры и положение препятствий.

    Причинами посадки судна на мель могут быть нарушения Правил плавания, недостаточное знание судоводителями района плавания, отсутствие знаков судоходной обстановки, неблагоприятные метеорологические условия и др.

Почти все речные и озерные суда во время хода имеют некоторый дифферент на корму, который увеличивает скорость судна и улучшает управляемость. Наличие у судна дифферента на корму при посадке на мель приводит к увеличению площади днища, касающегося грунта, поэтому оно труднее сходит с мели, что затрудняет подводные работы. При наличии встречных течений, большого количества отмелей и малых глубинах, когда увеличивается опасность аварии, судну лучше давать дифферент на нос, хотя это скажется на его скорости. При наличии же попутных течений даже в условиях мелководья выгоднее иметь дифферент на корму для того, чтобы при прикосновении к грунту судно не развернулось поперек течения.

  Форма обводов подводной части судна также играет большую роль. Значительно легче проводить подводные работы по снятию с мели   плоскодонных судов с горизонтальным килем. Суда, имеющие острые образования подводной части, легко врезаются в грунт, что затрудняет разворот. При каменистом грунте выступающий киль, задевая за неровности дна, препятствует стаскиванию судна с мели. Кроме того, при острых образованиях подводной части усложняется заводка мягких пластырей и заделка пробоин в днище судна.

    Подводные работы по снятию судна с мели, начинают с обследования водолазами  положения и состояния  корпуса, рода и характера грунта вблизи него. Особенно тщательно должны быть осмотрены те части корпуса, которые касаются твердого грунта. Места, где корпус касается грунта, определяют либо путем осмотра (обследования), либо посредством подкильных концов, которые заводят с кормы судна и протаскивают вручную вдоль его корпуса. В случае обнаружения пробоины водолаз должен установить место ее расположения, конфигурацию, размеры, определить, куда загнуты кромки (внутрь или наружу). Последнее имеет большое значение при решении вопроса о способе заделки пробоины.

   Во время обследования водолаз должен определить, имеются ли на корпусе вмятины и гофры, появляющиеся в результате удара или касания грунта. В этих местах наиболее вероятно появление трещин, ослабевших заклепок и разошедшихся швов, которые в совокупности иногда могут быть причиной трудно устраняемой водотечности корпуса. Обследование днища судна без специальной беседки или подкильного трапа допускается только на небольших глубинах. После обследования корпуса необходимо тщательно осмотреть и определить состояние руля и винтов и только потом производить основные подводные работы.

   Не менее важно определить характер грунта возле судна. Если грунт «чистый» (песок, глина, ил), то повреждения корпуса наименее вероятны. Если же грунт каменистый или песчаный с отдельно лежащими валунами, то корпус судна осматривают особенно тщательно, а места расположения крупных камней и валунов под корпусом и возле него отмечают возможно точнее на планшете глубин. Получение полных и достоверных данных очень важно для успешного выполнения подводных работ по снятию судна с мели. Так, например, наличие крупных камней в районе посадки на мель создает опасность повреждения корпуса при разворотах, дрейфе судна и снятии его с мели. Такие камни удаляют (иногда взрывают).

   Погрешность в промерах глубин вокруг аварийного судна должна быть не более 2—3 см. Размеры ячеек сетки промеров на расстоянии 10—15 м от судна не должны превышать 2X2 м. Когда планшет глубин готов и откорректирован, составляют акт водолазного обследования, на основе которого разрабатывают проект снятия судна с мели. Способ, которым будут производить подводные работы по снятию аварийного судна с мели ,  зависит от состояния его корпуса, фактической осадки, характера грунта, господствующих в данном районе течений, приливно-отливных колебаний уровня воды, метеорологических условий, наличия аварийно-спасательных средств.

   На основании данных обследования и составленного планшета глубин начинают подводные работы.  Перед этим решая вопрос о наиболее выгодном направлении снятия судна с мели и необходимом тяговом усилии. При необходимости намечают места для завозки якорей и определяют направление каналов для промывки грунта. Затем составляют технический проект снятия судна с мели, план организации и график выполнения подводных работ. После снятия, заделки пробоин, откачки воды и дифферентовки судна заводят буксир или брагу и буксировщики отводят аварийное судно на ремонт. Если в процессе буксировки на судне будет обнаружена течь, то аварийная партия принимает меры для ее устранения.



© ЭКОС Г - Водолазные работы.