Подводные работы по берегоукреплению.

Подводные работы по берегоукреплению проводятся всюду, где размыв берегов угрожает нормальной эксплуатации транспортных, промышленных и прочих сооруже­ний: в морских и речных портах, на открытых побережьях мо­рей и водохранилищ, на судоходных каналах и подходах к шлю­зам и т. д. Наиболее часто встречаются берегоукрепительные сооружения откосного профиля с углом наклона к горизонту до 45°. По конструкции последние можно разделить на укреплен­ные откосы и откосные сооружения.  Откосные сооружения более массивны, выполняются из бетона или из каменной кладки и вос­принимают некоторую небольшую нагрузку с береговой стороны. Они обычно рассчитываются на интенсивные волновые нагруз­ки. Укрепление откосов представляет собой поверхностные пок­рытия чаще всего из каменных отмосток, бетонных и железобе­тонных плит и асфальта. При защите берегов от волнения для уменьшения высоты наката сооружениям часто придают сту­пенчатую форму и в конструкцию укрепления откоса заделыва­ют крупные камни или блоки в виде продольных противонакатных полос.


При обследовании подводной части берегоукрепительных со­оружений откосного профиля следует обратить внимание на то же, что и при обследовании откосных оградительных соору­жений. Обнаруженные дефекты привязываются к пикетам, на­несенным на береговой части сооружения. Схема осмотра может быть принята как вдоль уреза воды, так и перпендикулярно к нему.

Особое внимание следует уделять угловым уча­сткам, сопряжениям с берегоукреплениями других конструкций и с другими сооружениями, местам, где раньше производились подводные работы.


Укрепленные откосы при их подводном осмотре требуют особого вни­мания, так как достаточно образоваться небольшой каверне, щели, трещине и т. д., как под влиянием волнения, течения, из­менения уровня воды процесс развития дефекта начинает ид­ти интенсивнее. Если его вовремя не прекратить, то разрушения распространятся на большие площади.


При осмотре гибких берегозащитных покрытий подводных откосов, выполненных в виде шарнирно скрепленных железобе­тонных плиток или решеток, заполненных камнем или незапол­ненных, но с подстилкой нетканым материалом, помимо выявле­ния повреждений бетона, внимание следует обратить на состоя­ния швов между элементами, полиэтиленового покрытия стерж­ней, соединяющих элементы, на наличие камня в решетках и на целостность подстилающего нетканого материала.

К числу специфических повреждениий сооружений из масси­вов кладки относится сбрасывание массивов из верхних кур­сов тыловой части конструкции. Это происходит в результате компрессионного действия воды и воздуха, сжатых в швах кладки давлением волн.

В молах и волноломах из шпунтовых свай характерным пов­реждением от действия волн является высасывание грунта в том случае, когда между шпунтинами имеются зазоры. Это вы­сасывание ведет к оседанию засыпки и разрушению верхнего строения.

Нарушение общей устойчивости откосного сооружения под действием волнения возможно лишь в сочетании с осадками и сдвигами, связанными с геологическими условиями. Наиболее же характерное разрушение — сбрасывание элементов к под­ножью и уполаживание откоса. Если поверхность откосного со­оружения выложена бетонными плитами или массивами, то сна­чала под воздействием волн расстраивается покрытие в отдель­ных местах, которые впоследствии становятся очагами общей деформации откоса. Подмывы откосных сооружений наблюда­ются сравнительно редко.


Конструктивные или образовавшиеся в результате деформа­ции выступы и впадины на внешней грани сооружения усилива­ют действие волн в несколько раз. В этих местах чаще возни­кают аварийные повреждения. Значительным волновым воздей­ствиям подвергаются головные и корневые части оградительных сооружений. Первые подвержены действию волн разных нап­равлений, а корневые части расположены в зоне действия наи­более опасных разбитых волн. Кроме того, элементы корневых частей молов подвергаются истиранию галькой, перемещаемой волнением в прибрежной зоне.


В аналогичных с точки зрения волнового воздействия усло­виях находятся морские берегоукрепительные сооружения— буны и волноломы. Волновому воздействию подвержены также и причалы, расположенные на открытых рейдах (обычно пирсы- эстакады), и в меньшей степени причалы, находящиеся в ограж­денной портовой акватории.


Пирсы-эстакады на открытых рейдах возводятся, как прави­ло, так, чтобы волна действовала на сооружение вдоль его оси и, таким образом, не причиняла больших разрушений подвод­ной части эстакады. Если пирс выходит на значительную глуби­ну и участок, на котором он расположен, имеет крутой подвод­ный откос, при косом подходе волны боковые удары, получае­мые сооружениием, могут быть опасны для него.

Серьезные повреждения свай и тонкостенных оболочек, рас­положенных неподалеку от уреза воды, могут возникнуть вслед­ствие абразивного действия перемещаемых волнами песчаных и гравелистых наносов.


Для причалов, находящихся на защищенной акватории, дей­ствие волн выражается обычно в незначительных размывах подпричальных откосов и высасывании грунта через зазоры между конструктивными элементами.

Волны значительных размеров характерны не только для от­крытых водоемов, где причиной их возникновения является ве­тер, но и для внутренних судоходных каналов. В каналах высо­та волны (а соответственно и высота вкатывания на откос) за­висит от скорости проходящих судов. Эти скорости достигают максимальных величин в транзитных каналах большой длины и значительно уменьшаются в подходных каналах к шлюзам. Характерный вид повреждений крепления откоса от действия волн — высасывание грунта из-под него, и, как следствие этого, деформация всего откоса.


Течение как разрушающий фактор действует в основном на сооружения на внутренних водных магистралях. Оно часто вы­зывает повреждения берегоукреплений и подмыв оснований со­оружений. Подмыв особенно опасен для мостовых опор и грави­тационных сооружений, так как в этом случае возможны их значительные наклоны и перекосы. В зависимости от времени года, а также по другим причинам скорость течения в реках и каналах меняется в довольно широких пределах. Тече­ние может менять и свое направление, что приводит к измене­нию характера его действия на сооружение.


Помимо этого течением переносятся твердые частицы грун­та, которые истирают элементы сооружений. Тщательному осмотру подлежат узлы опирания откоса и концевые участки гибких берегозащитных покрытий, так как разрушение их влечет за собой расстройство покрытия и его оползание на значительных площадях.


Берегоукрепительные стенки, буны и волноломы. Осмотр берегоукрепительных стенок, бун и волноломов отличается от обследования оградительных и причальных сооружений только тем, что проводится в зоне малых глубин, вследствие чего от­падает необходимость в некоторых вспомогательных работах (опускании ориентирующих тросов и т. п.).


Для осмотра берегоукрепительных стенок не всегда привле­кают водолазов, при обследовании же бун и волноломов боль­шая часть работ выполняется под водой с помощью водолазов.

Встречаются различные типы конструкций берегоукрепитель­ных бун и волноломов — гравитационные, свайно-шпунтовые, свайно-стеночные и др. В последнее время наиболее часто для постройки этих сооружений используются бетонные массивы большой массы. При обследовании волноломов и головных участков бун из массивов особое внимание нужно обращать на состояние каменной постели, так как она быстрее, чем другие элементы сооружения разрушается от волнового воздействия. Тщательному осмотру подлежат и близлежащие участки дна.


Техническое состояние берегоукрепительных стенок, бун и волноломов характеризуется общими деформациями (осадка, наклон, сдвиг) и неравномерностью общих деформаций по дли­не сооружения; размывом каменной бермы или подмывом дна у подошвы постели, или возможным нарастанием дна, а также состоянием материала сооружения, защитных поясов и антикор­розионных покрытий.


При осмотре затопленных массивовых волноломов большой протяженности некоторые затруднения возникают при привязке обнаруженных дефектов. Здесь требуется особая вниматель­ность как со стороны обеспечивающего, следящего за нумера­цией массивов, так и со стороны водолаза, сообщающего о пере­ходе на каждый новый массив. Ошибиться при этом очень лег­ко, а проверка требует значительных затрат времени.

© ЭКОС Г - Водолазные работы.